Тюменская «Третьяковка» открыта. Что дальше?

Прохожих и проезжих на улице Луначарского в Тюмени давно привлекал дом, похожий на замок с необычным для нашего города названием — Галерея современного искусства. К развлекательным и фитнес- центрам, кафе, барам и казино мы привыкли. Но чтобы галерея искусств… На этот долгострой многие взирали скептически, но вот — свершилось!

Хозяин этого необычного дома- галереи Сергей Владимирович Молодкин человек отважный. Ни один из наших бизнесменов не шел на такой риск! Ведь даже выставочные проекты областного музея изобразительных искусств поддерживают весьма немногие из деловых людей. Поэтому творческая интеллигенция — и наша тюменская и приезжая, а также интеллектуалы деловые люди из соседних областей нелицеприятно именует Тюмень «черной дырой» в культуре между Новосибирском и Омском.

Галерея современного искусства пытается опровергнуть сие определение.
С. В. Молодкин сделал все, что было в его силах. Он не дождался помощи и поддержки ни от своих коллег бизнесменов, ни от общественных фондов. Хотя, казалось бы, такое благое дело должно встретить не только моральную поддержку.
Недавно в новом помещении Галереи состоялось открытие выставки с весьма знаковым названием — «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПЛЮРАЛИЗМ», которое исчерпывает состав участников — от старейшего художника Альберта Никонорова, до современных молодых авторов, пока еще студентов. И побывавшие на открытии выставки и на дальнейших мероприятиях убедились в разнообразии и полноценности нашей художественной жизни.
А. Никоноров, не изменяет выбранному жанру пейзажа и реалистическому направлению. Большинство его работ это этюды с натуры, которые отличает цельность и завершенность.
Источник вдохновения живописца Яна Боме (на выставку целый ряд его живописных полотен и художественных фото) — тоже природа. Он ее отражает в жанрах пейзажа и натюрморта, декоративно, прибегая к ярким краскам. В его обнаженной женской натуре также природное чувственное начало и условно-декоративное воплощение.

Член СХ Борис Паромов представил большую серию картин, объединенных идеей, которую он декларирует как «русский космизм». Его тематика — это не просто повествование о том или ином событии, а бытийные размышления о смысле жизни. На выставке исторические полотна, религиозно мистические образы, серия картин — воспоминаний о детстве, времена года.

Экспозиция этих живописцев стала в галерее своеобразным «андеграундом», поскольку занимает залы цокольного этажа. Но рядом помещаются и молодые авторы: член СХ Татьяна Гамзина, известная своим дизайнерским прочтением композиций. Ее работы с архитектурными реминисценциями великого испанца А. Гауди и парящие в пространстве города воздушные шары, создают лиричную атмосферу. Художник-фотограф Елена Берестова демонстрирует оригинальные фактурные композиции.

На чердаке с деревянным полом и сводами представлено творчество члена СХ Владимира Глухова. Его полотна не традиционно занимают стены, как положено живописи, а стоят на полу, оригинально вписываясь в интерьер. «Сатиры» В. Глухова, выхватывающие из городского пространства странных неприкаянных субъектов, осененных то мечтательным настроением, то тоской, органично дополняют иронии А. Чемакина. Его «пестрый сор» ненужных вещей, брошенных во дворах, которые он превращает в инсталяции, где эти вещи пытаются доказать свою значимость, или острые почти карикатурные «типы», изображенные на грубом картоне с остатками газетной бумаги, утверждают свой, пусть не уютный, но привычный мир.

К сожалению, Тюменское отделение Союза художников не решилось прибегнуть к сотрудничеству с новой галереей и заняло выжидательную позицию. Надо сказать, что Союз имеет небольшой выставочный зал в Доме художников на улице Холодильной, который намного меньше по площади. Выставки СХ в музее изобразительных искусств бывают раз в два года и не могут полноценно экспонировать все предлагаемые произведения, тоже по причине нехватки площадей. Обстоятельства, с которыми вынуждено мириться Тюменское отделение СХ, неизбежно должны привести к сотрудничеству с Галереей современного искусства. Иначе произведения художников будут храниться в мастерских, не имея широкого доступа к зрителю.
Безусловно, для города подобная акция — открытие Галереи — особое большое значение еще и потому, что у нас имеется художественно-графическое отделение в Госуниверситете, отделение дизайна — в Нефтегазовом. Учит и выпускает художников Тюменская Государственная Академия искусств и культуры и, наконец, известное всем отделение дизайна в Высшем колледже искусств. Стоит оценить художественный потенциал молодых! А ведь они мало работают творчески, ибо знают — показать свои творения, кроме учебных просмотров, им негде. Тогда зачем столько художественных отделений?
А творчество бардов, молодых поэтов? Демонстрация смелых эксклюзивных проектов молодых архитекторов? Ведь все это может прекрасно реализоваться на творческих встречах в Галерее современного искусства.

Фестивали, конкурсы, занятия детской художественной студии, арт-кафе, концерты… Кажется пора остановиться. Художественная жизнь города должна стать активной, составить реальную конкуренцию антиинтеллектуальным поп-развлечениям. И в этом плане деятельность Галереи должна обязательно иметь поддержку и властных структур города и наших уважаемых бизнесменов. Нельзя надеяться только на инициативу и добрую волю владельца Галереи С. Молодкина, энтузиазм нескольких бескорыстно работающих сотрудников и отзывчивость художников.

Конечно, можно сделать вид, что ничего не заметили. Можно как обычно развлекаться и «тусоваться», где кто привык. Тюмень, пожалуй, единственный областной центр на Урале и в Сибири, где имеется значительный бизнес, но нет заинтересованности его представителей (за очень редким исключением) вкладывать средства в интеллектуальные культурные проекты. У наших соседей в Оренбурге, Перми, Челябинске, Новосибирске, Омске все с точностью «до наоборот». У истинных серьезных деловых людей давно существует правило — вкладываешь деньги в развитие культуры (не путать с шоу и попсой) — показываешь стабильность и высокий уровень своего бизнеса. И это ведется со времен эпохи Возрождения, когда самый богатый банкир Флоренции Лоренцо Медичи получил прозвище — Лоренцо Великолепный за то, что создал школу для талантливых юношей-художников, коллекцию картин и скульптур, оказывал материальную поддержку поэтам и философам, а не только строил дворцы и загородные виллы для своей семьи и открывал представительства своего бизнеса на родине и в соседних странах.

Знаменитый меценат России 19 века Савва Мамонтов (сам из крестьян, родился в Ялуторовске) получил известность во всей России, благодаря открытию своего оперного театра, поддержке художников, а не своему бизнесу. Богатых купцов в России, в каждом городе было много, а вот запомнились и остались в истории имена тех, кто был меценатом. Это относится и к нашему городу.

В былые времена Тюмень называли — «столица деревень». Нам кажется, что это прозвище себя изжило. Но Тюмень может остаться на задворках художественной жизни, если, будет плавать в мелком провинциализме, если не пойдет навстречу реализации проекта нового и, заметьте, в Калининском АО единственного по такому масштабу культурного очага — Галерее современного искусства. Тюмень обязана полноценно соответствовать статусу нефтяной столицы, и здесь реальная конкретная помощь деловых людей в развитии деятельности Галереи насущно необходима.

Наталья Паромова,
искусствовед.

Перейти к списку статей